#energy_info #энергетика
Энергетика СССР в годы Великой Отечественной войны
В годы Великой Отечественной войны энергетика сыграла огромную роль в укреплении и развитии военно-промышленного могущества страны и, как следствие, победе над фашистской Германией. Это стало возможным благодаря мощному потенциалу отрасли, ее высокому научно-техническому уровню, которые были достигнуты к началу сороковых годов.
В 1940 г. выработка электроэнергии по сравнению с 1913 г. увеличилась в 25 раз. По темпам роста производства электроэнергии СССР в 2-3 раза опережал другие развитые страны. Бурный рост производства электроэнергии открывал возможности для ускоренных темпов развития других отраслей промышленности.
Установленная мощность электростанций в 1940 году достигла 11,2 млн кВт (третье место в мире и второе в Европе занимал СССР по уровню мощностей электростанций), производство электроэнергии – 48,3 млрд кВт*ч, протяженность линий электропередачи – 23 тыс. км. Началось строительство энергоагрегатов с повышенными и высокими параметрами пара, теплофикация городов, развитие и объединение энергосистем.
В первые годы войны ситуация на фронте для советских войск была неутешительной, что сказалось и на работе энергетической отрасли. Энергообъекты на оккупированных противником территориях были практически полностью разрушены, а установленная мощность электростанций СССР к концу 1941 года сократилась почти вдвое, составив 6,6 млн кВт.
В связи с быстрым продвижением германских войск на восток возникла острая необходимость в эвакуации объектов промышленности и электроэнергетики. Демонтаж оборудования электростанций в районах военных действий или близких к ним производился в исключительно тяжелых условиях. Так, на Брянской ГРЭС демонтаж оборудования производился под артиллерийским обстрелом, на Днепродзержинской ГРЭС – во время боев за город.
Эвакуация энергетических объектов происходила в два этапа. Вначале специалисты с соблюдением технического регламента выполняли демонтаж основного и вспомогательного оборудования станций и в комплектном виде отправляли его в тыл, чтобы монтаж и ввод в эксплуатацию занял минимум времени. Второй этап включал демонтаж небольшой части оборудования, продолжавшего работать вплоть до подхода к объекту передовых частей врага. Так как времени было очень мало, часто удавалось вывезти лишь главные агрегаты – генераторы, турбины трансформаторы, а также приборы, моторы и вентиляторы. Остальные устройства изготавливались и собирались на месте.
Демонтаж уникальных устройств на некоторых станциях был особенно сложным. Из-за нестабильной обстановки на фронте разобрать и вывезти в тыл девять агрегатов Днепровской ГЭС единичной мощностью 62 тыс. кВт, а также несколько турбоагрегатов по 44–50 тыс. кВт не удалось. Наиболее крупный турбинный агрегат Зуевской ГРЭС мощностью 100 тыс. кВт был демонтирован частично, а паровые котлы из-за длительности и высокого уровня сложности работ решили не разбирать. Часть оборудования была утеряна в пути, часть – уничтожена противником при транспортировке, поэтому к месту назначения прибыли далеко не все агрегаты.
Эвакуированное оборудование монтировалось в восточных районах страны в рекордно короткие сроки. Так, за три первых года войны были вновь введены в эксплуатацию Челябинская, Кирово-Чепецкая, Красногорская ТЭЦ, Карагандинская ГРЭС и другие ключевые энергообъекты страны общей мощностью 3 млн. кВт.
Во время войны фашистские захватчики тоже демонтировали и по частям вывозили из СССР оборудование с захваченных станций. В годы оккупации в Германию было отправлено 11300 генераторов различного типа, 1400 гидравлических и паровых турбин, а также электродвигатели и трансформаторы, и прочее оборудование.
Эвакуированные на восток и вновь построенные предприятия требовали огромного количества электроэнергии. В свою очередь предприятия, действовавшие в восточных районах и до войны, значительно повысили потребление электроэнергии вследствие увеличения времени работы оборудования в течение суток. Поэтому перед энергетикой, прежде всего, встала задача обеспечить в кратчайший срок ввод в действие эвакуированного энергетического оборудования и добиться максимального расширения энергетических мощностей на востоке страны.
Самым трудным периодом в электроснабжении народного хозяйства были последние месяцы 1941 г. и особенно 1942 год — год резкого сокращения общей выработки электроэнергии. Это произошло не только потому, что вследствие временной оккупации врагом территории Украины прекратили работу крупнейшие электростанции Донэнерго и Днепроэнерго. В тот период из-за недостатка топлива значительно сократили выработку электроэнергии многие электростанции Мосэнерго, Ленэнерго и других, менее крупных энергосистем. Кроме того, из-за недостатка топлива и аварийного состояния агрегатов резко снизилась нагрузка на некоторых электростанциях Уральской, Куйбышевской, Орской, Горьковской, Ивановской, Казанской энергосистем, и они не обеспечили бесперебойной подачи электроэнергии потребителям, в том числе и оборонным заводам.
Укрепление энергетической базы страны явилось одной из важнейших военно-политических задач. Решением Государственного Комитета Обороны строительство новых электростанций было приравнено к первоочередным оборонным стройкам. Уже в 1941 г. большие работы по увеличению мощностей электростанций развернулись в районах наибольшего сосредоточения промышленных предприятий.
В Узбекской, Казахской, Туркменской и Таджикской союзных республиках осуществлялось строительство гидроэлектростанций средней и небольшой мощности. На малых реках Урала были построены и введены в эксплуатацию гидроэлектростанции общей мощностью 113 тыс. кВт.
Новое энергетическое строительство велось ускоренными темпами. Если в мирное время котлы паропроизводительностью 160—200 т/ч устанавливались за пять-шесть месяцев, то в период войны эти сроки сокращались в несколько раз. Несмотря на внедрение упрощенных методов строительства, например единовременный монтаж нескольких агрегатов, электростанции сооружались по последнему слову техники и с применением самого совершенного оборудования. Так, в ходе строительства одной из электростанций Урала прямо на стройплощадке в течение трех с половиной месяцев были изготовлены и установлены прямоточные котлы Л. К. Рамзина, являющиеся крупным достижением советской науки и техники.
Благодаря принятым мерам увеличилась общая мощность электростанций. На Урале к концу 1942 г. по сравнению с 1941 г. она возросла на 36,8%. Уральская энергосистема превратилась в самую мощную в стране.
Особую роль в восстановлении энергетики сыграли энергопоезда, которые выполняли функции мобильных электростанций. Именно они, до восстановления энергообъектов, разрушенных гитлеровцами при отступлении, обеспечивали светом и теплом освобожденные города и промышленные центры.
Благодаря развитию мощностей электроэнергетики к концу войны удалось почти полностью возместить потери в энергетическом хозяйстве, понесенные в результате немецко-фашистской оккупации. Так, установленная мощность электростанций составила в 1945 г. 11,1 млн кВт против 11,2 млн кВт в 1940 г.
За годы войны общая структура потребления электроэнергии не претерпела существенных изменений. Основным потребителем электроэнергии осталась промышленность, на долю которой в 1945 г. приходилось 70% всей электроэнергии. Примерно прежнюю долю электроэнергии потребляли сельское хозяйство, транспорт и прочие отрасли.
В ситуации, когда каждый киловатт был пущен на нужды промышленных предприятий, труд энергетиков имел огромное значение для достижения Победы. Работников энергетической отрасли не брали на фронт, поскольку непосредственно от них зависело функционирование оборонных предприятий страны. По решению Государственного Комитета Обороны, принятому в июле 1941 года, с целью сохранения укомплектованности сотрудниками коллективов объектов энергетики инженерно-технический персонал данных организаций не подлежал мобилизации. Кроме того, введенный решением ГКО режим бронирования кадров исключал для энергетиков возможность уйти на фронт добровольцами. Впоследствии, в сентябре 1941 года, в соответствии со спецпостановлением советского командования из действующей армии было отозвано более двух тысяч инженеров-энергетиков.
Подвиг энергетиков в Великой Отечественной войне навсегда вошел в историю нашей страны!